Рейтинги радиостанций: как они определяются?

tmrКакие радиостанции в России пользуются наибольшей популярностью? Ответ на этот вопрос мы узнаем согласно данным опросов. Говорят, что рейтинги составляются на основании них. Что же мы имеем?

Лидерами в этом отношении являются коммерческие радиостанции, как, например, «Европа Плюс» и «Русское радио». А как насчет таких станций как «Маяк» или «Эхо Москвы»? И вообще, слушают ли их люди? Как же проводятся исследования и кого, собственно, опрашивают?

Кто же составляет рейтинги?

Чтобы узнать, какие же радиостанции пользуются наибольшей популярностью, нужно исследовать рынок. Кто же занимается исследованием аудитории? В России это всего-навсего три организации: TNS Russia и ВЦИОМ изучают положение дел во всей стране, а еще одна - «Комкон-2» — ориентируется только на Москву и Санкт-Петербург. Можно ли доверять данным, предоставляемым этими организациями?

Опросы обычно действительно происходят, вот только отличаются они одной особенностью. Понятно, что на вопрос предпочтения радиостанции опрашивается не все население страны, а лишь малая его доля. А потом на основании полученных ответов составляется процентное соотношение. То есть, неважно, сколько человек проживает в конкретном городе - 300 тысяч или 10 миллионов — берется сравнительно небольшая группка. Так действую социологи. Считается, что опрошенные представляют всех жителей города, и так мы получаем проценты для рейтинга.

Но тут возникает следующий вопрос: часто ли вас и ваших родственников опрашивают на заданную тему? Скорее всего, большинству из нас никогда не приходилось отвечать на подобные вопросы официальным службам.

Какими способами определяется рейтинг

Если заглянуть за пределы нашей страны, то можно увидеть довольно передовые технологии. Возьмем, например, Швейцарию. Во всем мире это единственная страна, где для регистрации прослушивания радио используют устройства, называющиеся радиометры.

Радиометром называется гаджет, который распознает звуковые сигналы, тем самым измеряя аудиторию. Это устройство улавливает и отмечает код, передаваемый радиостанцией. Люди, слушающие радио, снабжаются такими радиометрами, в результате чего получают данные о том, какие радиостанции слушают чаще всего.

Похожую технологию как-то предлагала внедрить и компания TNS. Но планы не были воплощены в жизнь, так как изготовление девайсов потребовало бы много средств. Радиостанции же с неохотой восприняли необходимость покупать оборудование для излучения сигнала. Так Россия не дотянула до Швейцарии.

Интересно, что подобное устройство существует для составления телевизионных рейтингов. Гаджет крепится на телевизор и регистрирует, какие каналы включены. Почему же нельзя устроить так же и с радиоприемниками? Подобная попытка уже предпринималась, вот только мало кто из слушателей пользуется сейчас стационарными радиоприемниками. В основном, люди слушают радио при помощи смартфона или автомобильной магнитолы.

Самый простой метод

Но оставим в покое передовые технологии. Чаще всего рейтинги определяются двумя простыми методами. Эти главные методики называются «Diary panel» и «Day after recall». Рассмотрим их подробнее.

«Diary panel» подразумевает ведение участником исследования дневника. В нем человек должен отмечать, какую радиостанцию и в какое время дня он слушал. Но возникают сомнения в отношении точности такого исследования. Если первое время участники старательно стараются вести дневник, то уже через несколько дней просто начинают забывать это делать. К тому же вести дневник вряд ли согласятся бизнесмены или кормящие матери, которым явно не до того. А ведь это тоже аудитория слушателей.

Методика «Day after recall» означает, что людям звонят и задают вопросы о том, например, на какую волну они настраивались в течение дня и в какое время. Могут быть и другие вопросы, на которые люди чаще всего отвечают нехотя. Кто-то просто не помнит точных данных, а кто-то отвечает наспех, чтобы поскорее закончить разговор.

Зная все это, можно задуматься, насколько же подобные исследования отражают действительные предпочтения радиослушателей. А есть ли у вас любимая радиостанция?

FM-Club - клуб московских FM-радиостанций
Яндекс.Метрика