Шансон на русскоязычной почве
- Подробности
- Категория: Статьи
- Опубликовано 16.08.2014 17:51
Шансон. Известность этому слову на русскоязычных просторах принесли названия одноименной радиостанции и певческой премии. Позаимствованный у французов термин, означавший на своей родине просто песню, приобрел в некогда советских пределах иное значение. Так стал именоваться песенный жанр, объединивший городской романс, эмигрантские, военные песни, а также псевдовокальные произведения, прославляющие тюремную романтику.
«Кабацкое» прошлое городского романса
Первоначально русский городской романс как бы перенял репутацию своего испанского прародителя, считавшегося на родине жанром «низким», простонародным. И русский романс на пути к популярности сперва исполнялся в ресторанах, теша невзыскательную публику. Притом, что стихотворной основой многих «простонародных» произведений стали творения поэтов «серебряного века»!
Отличали городской романс конкретика раскрываемых образов, возвышенная недостижимость объекта поклонения. Повествующий о себе лирический герой представал в романсе человеком многоопытным, привыкшим к разочарованиям. Популярности романса способствовали тогдашние технические достижения, сделавшие граммофонные пластинки относительно доступными.
Эмигрантское ответвление романса
Революционные катаклизмы вытеснили многих популярных исполнителей и авторов романсов за пределы страны. Эмиграция законсервировала певческую манеру того времени. Малочисленность и географическая разбросанность зарубежных поклонников русского романса позволили донести до нас сконцентрированные особенности тогдашней исполнительской манеры: жеманность, страстность, ухарство, чувственность и удивительное простодушие.
Особая интерпретация русского романса была свойственна Вертинскому. Исполняя преимущественно собственные романсы, вошедший в образ Пьеро артист разворачивал целый мини-спектакль, зачаровывающий слушателей. Подчеркнутая экзальтированность, демонстрируемая Вертинским, передавала неизбывную тоску по глубоким чувствам, бескорыстным отношениям, искреннему человеческому общению.
Романс воевал…
Самым ярким представителем военного романса по праву считается «Синий платочек», ставший визитной карточкой Клавдии Шульженко. Неповторимая стилистика романса просматривается в военных песнях Утесова. Некоторые относят даже знаменитую «В землянке» Суркова к жанру военного романса.
Блатной романс
Данная разновидность романса воспевает в возвышенном стиле уголовную среду, «подвиги» преступников, их законы. Самый известный представитель этого жанра – легендарная «Мурка». Более поздний романс – «По тундре» - выражает грусть о неудачном побеге.