Народные корни рок-стиля
- Подробности
- Категория: Статьи
- Опубликовано 16.08.2014 15:37
Проникнувший через западные границы тогда еще единой страны, рок-стиль быстро завоевал симпатии протестующей против всего молодежи. Однако одной возрастной склонностью отрицать мировоззрение «отцов», выразившейся в страстном принятии рока «детьми», объяснить ситуацию невозможно. Вспомним: рок как явления появился в пятидесятых годах канувшего в историю века. Именно тогда, когда послевоенная высокая рождаемость одарила мир большим процентом молодежи, разочарованной правительственной «неспешностью» в демократических преобразованиях.
Общественные предпосылки, способствовавшие зарождению рока
Молодежь пятидесятых объединило отчуждение от традиционной, навязываемой государством культуры. Стремление нащупать достойный выход из неопределенной ситуации подвигло послевоенное поколение, только постигавшее в те годы жизнь, изобрести свой язык. Язык молодежных вкусов, бытового поведения, форм наполнения досуга, способов организации материально-пространственной среды. Невольными выразителями подобных языковых исканий выступили прославленный британский «Битлз» и знаменитый американец Элвис Пресли.
В основе рока присутствует «горчинка противостояния», отравляющая прелесть молодости. Здесь подразумевается оппозиция состоянию общественной жизни, определяемому словом «истеблишмент». Понятие это вмещает респектабельный конформизм, официально принятые приличия, престижную культуру. Входит сюда и благонамеренный шовинизм, более ненавидящий чужое, нежели обожающий свое.
Победная поступь рока
Рок-музыка изначально была частью описанной ситуации и поэтому стремилась выразить накопившиеся противоречия специфическими средствами. Народность набиравшего силу музыкального течения подчеркивалась тем фактом, что большинство исполнителей музыке не учились, зачастую они обходились даже без среднего образования. А среди слушателей преобладали простые рабочие.
Эти особенности усиливались атмосферой концертов, манерой речи исполнителей. И, конечно, музыкой – чрезвычайно простой, заимствовавшей мотивы у популярных блюзов, городского фольклора, шлягеров. Тогда же, сообразно спонтанно возникшим ориентирам, в роке проявились эпатажные элементы. Например, настойчивое повторение музыкальных фраз, жесткий ритм, необоснованно повышенная громкость.
Заложенный в роке принцип «мы против них» не всегда дает конструктивный результат. В частности, лозунг рока «долой их мораль» часто оборачивается аморализмом. Злоупотребление алкоголем, половые излишества, разгул наркомании всегда считались «джентльменским набором» этой среды.